Мезенская роспись
Мезенская палащельская роспись стоит особняком среди других видов росписей. Своим сдержанным колоритом она резко отличается от ярких красок на прялках Борка или пышных роз на каргопольских предметах
Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
При взгляде на предметы, украшенные чётким графическим рисунком, в душе словно рождается музыка — ритмичная и очень светлая. В этой кажущейся простоте каждый листик, зверюшка и птичка находятся именно там, где они должны быть, чтобы передать нам послания предков в виде воя ветра, тишины леса и хрустального перезвона реки. Мезенская роспись — один из старинных художественных промыслов с глубоко символичным орнаментом. Украшать предметы быта мезенской росписью начали в Архангельской области. На границе тайги и тундры между Северной Двиной и Печорой находится река Мезень. На её берегу расположена деревня Палащелье, упомянутая в году как центр росписи по дереву.
Орнамент ткани, создан на основе народной живописи русского севера - Мезенской росписи. Импровизация с цветом в сочетание современных и традиционных визуальных форм создали настоящий дизайнерский шедевр. Присмотреться к рисунку и вы увидите, что по всей его поверхности расселись маленькие птички, кузябочки. Одни сидят на виду, другие — спрятались среди ветвей, так что сразу и не найти. Попробуйте сосчитать всех кузябочек и не заснуть.